Мифы о послеродовой депрессии: «да это просто гормоны»
В последнее время мир, кажется, охватила эпидемия депрессий. Подростковые, старческие, а еще вот теперь и послеродовые — что это, новая мода? Есть, конечно, и путаница понятий, когда сезонная «хандра» или «англицкий сплин», о котором писал еще Пушкин, называют депрессией. Но в реальности такая болезнь существует, и чаще, чем нам может казаться. И самая большая группа риска — молодые мамы. Их послеродовая депрессия часто не диагностируется, ею пренебрегают, считая, что «это все гормоны, недосып, усталость», упрекают женщин, что они не рады материнству. А если и выявляют заболевание, то лечить его отказываются, так как лекарства и грудное вскармливание, как говорят, несовместимы. Чтобы прекратить вредные слухи и помочь тем, кто после рождения ребёнка почему-то чувствует себя не так, как на фотографиях счастливых мам с младенцами в инстаграмм, развенчиваем шесть главных мифов о послеродовой депрессии.
Миф первый: никаких послеродовых депрессий нет
Если «обычная» депрессия еще как-то воспринимается как заболевание, хотя пациенты нередко обвиняются в «просто лени», то существование послеродового варианта отвергают намного чаще. Действительно, с чего бы молодой матери чувствовать себя несчастной? Сиди дома, отдыхай с долгожданным младенцем, изредка гуляй с коляской… Такие аргументы поборники существования депрессивных состояний могут привести к каждому случаю. Слушать их не стоит, и вот почему.
Научные исследования доказывают: послеродовая депрессия не только существует. Это расстройство диагностируют у каждой пятой молодой матери, если, конечно, обследовать всех. Оно входит в тройку самых распространенных нарушений функционирования психики, развивающихся после появления малыша, наряду с послеродовым тревожным расстройством и психозом. И это все — официально признанные медициной диагнозы, требующие врачебного вмешательства, и нередко срочного.
Два года назад депрессия в докладе Всемирной организации здравоохранения была названа основной причиной нетрудоспособности во всех странах. Люди с депрессивными состояниями входят в группу риска, и склонность к суициду у них в 25 раз выше, чем у тех, кто не сталкивался с депрессией лично. Депрессия существует, и это опасная болезнь.
Миф второй: от депрессии страдают только нытики
Грустный меланхолик Пьеро — примерно так представляют себе последователи данной теории человека, склонного к депрессивным расстройствам. Жизнерадостные, активные, занятые люди точно не «впадают» в депрессию. Так? Совершенно не так.
Депрессия не имеет факторов профилактики по особенностям характера или темперамента. Она возникает под влиянием различных условий, от биологических, социально-психологических до экономических. Но характер, темперамент, жизненная позиция тут не важны, ни в одной научной классификации они не присутствуют, как факторы повышенного или пониженного риска. И точно предсказывать развитие депрессии, равно, как и утверждать, что у конкретного здорового человека она никогда не возникнет, невозможно.
Миф третий: «да это все гормоны после родов»
«Бэби-блюз», два-три дня пониженного настроения и повышенной слезливости, настигающие большинство мам на 4-5 сутки после родов, действительно вызваны гормонами. Их баланс изменяется, и возникает временное состояние, несколько схожее с предменструальным синдромом. Но это — не депрессия. Это просто период реакции организма, такой же, как сыпь-трехнеделька у младенцев, он проходит сам, довольно быстро и без усилий со стороны матери.
Хотя гормоны могут участвовать в процессе развития послеродовой депрессии, но не они являются определяющим фактором, и обвинять во всем изменение гормонального фона неправильно. Иначе бы такое состояние быстро излечивалось бы гормонсодержащими лекарствами. К возникновению послеродовой депрессии имеют отношение многие предпосылки, включая семейный анамнез нарушений психики, социально-экономические факторы, депривацию сна с младенцем. Депрессивное состояние может впервые развиться после родов или же быть впервые диагностированным, хотя ретроспективный анализ выявит симптомы, возникшие еще до беременности.
Расстройство может длиться месяцами и годами. Самый первый шаг — признать, что самостоятельно эта болезнь вряд ли пройдет, а значит, нужна помощь специалистов и семьи. Членам семьи при этом придется делать то, что нужно любой, даже самой здоровой молодой матери: обеспечивать женщине возможность нормально спать, есть и периодически уделять время только себе, а не младенцу и домашним делам.
Миф четвертый: «сама виновата»
Этот миф растет из нескольких предыдущих. Сторонники обвинения пытаются указать, что депрессия развивается только у тех, кто может позволить себе лечь в кровать и не работать. На самом деле многие случаи депрессивных расстройств протекают так, что со стороны симптомов не видно, а ступор в кровати — лишь форма протекания заболевания, не частая и не долгая. Зато самая, видимо, запоминающаяся для обвинения в «лени» и «желании быть слабой».
Так что искать виноватых смысла нет, депрессия — не вопрос выбора и не приятное состояние, в которое впадают, чтобы «ничего не делать». А обвинять — значит, ухудшать течение расстройства и отдалять возможность выздоровления.
Миф пятый: «ты просто устала»
Да, молодая мать устает, это факт. Но отдых или полноценный сон не лечат депрессию, ни «обычную», ни послеродовую. Более того, в спектр симптомов входят неспособность отдыхать и нарушения сна. «Переключиться», «заняться чем-то другим» тоже практически никому не помогает, а в некоторых случаях истощение психики доходит до того, что сложно просто встать с постели.
Миф шестой: лекарства несовместимы с грудным вскармливанием
Терапия депрессивных состояний может строиться на приеме лекарств, методах психотерапии или комбинации обоих способов. Но у молодых матерей обычно времени на посещение психотерапевта нет, а про лекарства многие утверждают, что они с грудным вскармливанием совершенно несовместимы. Как на самом деле?
Официальное одобрение медикаментов определяется по результатам клинических испытаний, и антидепрессанты на лактирующих матерях никто действительно не проверял и проверять не будет, так как это совершенно неэтично. Но на сегодня уже накоплена база данных на основе анализов проникновения действующих веществ антидепрессантов нового поколения в грудное молоко, и концентрация там настолько низка, что говорить о потенциальном вреде сложно. Поэтому не стоит отвергать лекарства, надо идти к опытному врачу и подбирать препараты, совместимые с кормлением грудью. И лечиться чем раньше, тем лучше — и для мамы, и для малыша.